Когда между учителем и учеником происходит конфликт, родителю бывает сложно добраться до сути проблемы. Один недоговорил, другой приврал, а правда у каждого своя. Как разрешить конфликт, чтобы не усугубить ситуацию, рассказывает психолог Марина Быкова.
Вопрос. У моей дочери в 7-м классе непростые отношения с учительницей русского и литературы. Все чаще я слышу, что она её просто ненавидит. В течение года я наблюдала и утешала. Но сейчас ситуация стала меня задевать.
Вечером в субботу пришло оповещение, что дочке выставили новую отметку. Решила глянуть: за важную работу по русскому языку, которая была 29 января, стоит двойка. А вчера учительница приписала ещё одну двойку! Я не сдержалась и на школьном портале задала вопрос: «За что?» Теперь не могу себе места найти… Сама работаю в школе, в которой учится моя дочь. Подскажите, как построить разговор с учителем, не навредив дочке? Классного руководителя просила, но она проигнорировала просьбу поговорить с учителем русского и литературы.
Когда между учителем и учеником происходит конфликт, родителю бывает сложно добраться до сути проблемы. Один недоговорил, другой приврал, а правда у каждого своя. Как разрешить конфликт, чтобы не усугубить ситуацию, рассказывает психолог Марина Быкова.
Вопрос. У моей дочери в 7-м классе непростые отношения с учительницей русского и литературы. Все чаще я слышу, что она её просто ненавидит. В течение года я наблюдала и утешала. Но сейчас ситуация стала меня задевать.
Вечером в субботу пришло оповещение, что дочке выставили новую отметку. Решила глянуть: за важную работу по русскому языку, которая была 29 января, стоит двойка. А вчера учительница приписала ещё одну двойку! Я не сдержалась и на школьном портале задала вопрос: «За что?» Теперь не могу себе места найти… Сама работаю в школе, в которой учится моя дочь. Подскажите, как построить разговор с учителем, не навредив дочке? Классного руководителя просила, но она проигнорировала просьбу поговорить с учителем русского и литературы.
Ответ. Дети любого возраста — то, что заботит любящего родителя больше всего. Успехи и неудачи воспринимаются острее, чем свои, а если ещё и сам ребёнок эмоционально реагирует на происходящее, то естественно, что родитель принимает это с болью в сердце.
Но разве эмоции и переживания помогут делу? Попробуйте подумать о ситуации немного отстранённо: обсудите с дочерью, какие темы они проходят на уроке, что ей интересно, а что даётся с трудом. Не касайтесь в этом разговоре темы отношений с учительницей, помните, что для начала нужно выяснить реальное положение дел.
Постарайтесь хотя бы неделю понаблюдать, как ваша дочь относится к самому предмету, предложите помощь в сложных ситуациях (возможно, ей сложно самой учить стихи наизусть) и только после этого с трезвым взглядом идите на разговор с учителем.
Бывает, что ребёнок пропустил какую-то тему или не подготовил задание, учитель был не в духе и влепил двойку, ученик воспринял это как личную обиду, что-то не так сделал на следующем уроке, и так накопился снежный ком недопонимания.
Во многих случаях, когда идёт такая молчаливая война между учителем и учеником, в основе лежит какое-то реальное невыполненное задание, которое настраивает их друг против друга
Безусловно, бывает и так, что у учителя действительно есть негативное отношение к ученику, и от этого никуда не деться: так бывает и на работе, и даже в семье. Школа в том числе повышает наш социальный интеллект — учит, как общаться с разными людьми и получать от этого нужный нам результат.
Вероятно, вы можете поговорить втроём с дочкой и с учителем. Побудьте судьей в этой беседе: не старайтесь обвинить учителя в предвзятости, а объясните, как, по-вашему, обстоят дела с предметом, спросите, что лучше было бы сделать. Так вы научите своего ребёнка очень важному качеству — умению объективно постоять за себя, понять, что привело к конфликту и как из него выйти.
Если же вы поймёте, что учительница действительно необоснованно «нападает» на ребёнка, уточните у классного руководителя или завуча, можно ли заниматься у другого педагога. В любом случае вы не сможете уберечь вашу дочь от всех «нехороших тётенек» в её жизни, но воспитаете в ней уверенность, что все проблемы можно решить, даже если решение — это уход от проблемы.